Идея создания профильной ассоциации в Казахстане зародилась и зрела с 2011 года в группе педагогов технического творчества.
В июне Федерация образовательной и спортивной робототехники Казахстана отмечает 5-летний юбилей. За это время организации удалось обучить 340 судей и 510 волонтеров по стране, увеличить состав активистов Федерации с трех до 52 человек, провести в последнем сезоне множество мероприятий, участниками которых стали 4500 человек. Всего было проведено 55 областных и 6 соревнований республиканского масштаба.
А прямо сейчас КазРоботикс проводит онлайн защиту проектов сезона 2020 в ограниченных условиях карантина Covid-19. Было заявлено 62 проекта, из них 54 допущено к онлайн защите.
КазРоботикс регулярно привлекает к сотрудничеству экспертов из различных отраслей экономики страны для профориентационного, научного и технического консультирования заинтересованной молодежи.
Федерация объединила педагогов, учеников и их родителей в организованную группу энтузиастов, которые на общественных началах продвигают образовательную и спортивную робототехнику в Казахстане.
— По сути, мы уникальны тем, что у нас нет регулярного финансирования, гарантированных государственных грантов на ведение деятельности. Заключаем спонсорские договора с различными организациями, иногда работаем как платные исполнители на чужих мероприятиях для пополнения фондов. Мы не получаем зарплату за работу в Федерации. Членским взносом у нас считается выделение драгоценного времени и усилий членов Федерации (а их сейчас уже 52) на организацию и проведение мероприятий. При этом постоянно стараемся совершенствовать работу и наращивать качество проводимых мероприятий, — рассказывает Айжан Жекеева, Президент Республиканского общественного объединения «Федерация образовательной и спортивной робототехники «КазРоботикс».
Сейчас у организации есть 10 филиалов по стране и представители во всех регионах, которые на областном уровне помогают проводить отборочные соревнования чемпионата «КазРобоСпорт» и конкурса творческих проектов «КазРобоПроект» на общественных началах. Это, как правило, педагоги школ, клубов и кружков разной формы собственности и на разном оборудовании.
— Уверена, что главное это люди, человеческий фактор. Это наши активисты федерации, благодаря которым осуществляются и претворяются в жизни наши планы. Мы разбросаны по стране, встречаться получается 1-2 раза в год. Нам в подспорье всевозможные социальные сети и программы для групповых звонков. В 2015-м не было Whatsapp, Telegram и других подобных программ. С развитием коммуникаций стало проще взаимодействовать, — рассказывает Айжан Жекеева о том, что помогало организации развиваться.
Внутри Федерации есть четыре направления робототехники:
- Соревновательная (спортивная) робототехника,
- Конкурсы научно-технических, творческих проектов робототехнике (образовательная робототехника),
- Дошкольная робототехника (раннее закладывание основ конструирования, проектной деятельности, программирования, навыков презентации и тд),
- Реабилитационная робототехника (инклюзивная) – социальная адаптация лиц с особыми образовательными потребностями и ограничениями по здоровью через техническое творчество.
Айжан Жекеева говорит, что в ближайшем будущем хотелось бы найти финансовую поддержку от крупных производственных компаний, IT-холдингов, чтобы иметь средства на оплату труда коллегам, на хороший сайт, на командировки и мероприятия, на свой аутентичный софт управления мероприятиями и иметь возможность чаще выезжать с командами за рубеж.
— Больше заниматься методическими разработками (опять же упирается в финансы – оплата экспертам-разработчикам, типографиям, проводить семинары по внедрению), — поясняет она.
В скором времени в КазРоботикс планируют мельче раздробить категории участников соревнований. Если пять лет назад начинающих робототехников было мало и их собирали от 10 до 15 лет и 16-21 вместе, то сейчас хотят начать с 5-6 лет и отдельно сделать группы 7-10, 11-14, 15-17, 18-21, 21+. Уже (провели ряд мероприятий для дошкольников и младших школьников.
Кроме того, в планах доработать методичку по работе с неслышащими детьми. Уже третий год в горроде Алматы работает площадка в интернате для детей с проблемами слуха, педагог сама готовит материалы. В дальнейшем планируется масштабировать опыт на другие интернаты. Айжан Жекеева говорит, хотелось бы найти возможность расширить инклюзивную составляющую и начать работу с детьми, имеющими другие диагнозы, а также добиться регистрации робототехники как вида спорта в стране. Профессионализировать судейство и тренерство.
В ближайших планах у КазРоботикс собрать соседей на среднеазиатские соревнования.