Но большинство игроков на этом рынке не способствуют подготовке специалистов, способных работать на рынке робототехники.
Редакция ICT.Moscow опубликовала результаты опроса представителей Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), Университета Иннополис, ABB в России, Promobot, «Роббо» и других робототехнических компаний о состоянии рынка, его тенденциях и потребностях, а также о наиболее развитых направлениях робототехники в России и кадровых вопросах.
Все говорят о высоком потенциале отечественного рынка робототехники, который, однако, пока остается нереализованным.
В 2018 году было установлено около 1 тыс. промышленных роботов на сумму более 2,5 млрд руб. (c программиный оеспечением ~4,5 млрд руб.). В 2019 году рынок изменился не существенно, «прорыва» не произошло. По словам Алисы Конюховской, исполнительного директора НАУРР, сегмент отечественной промышленной робототехники растет примерно на 40%. Тренд будет сохраняться и в ближайшие годы.
Александр Новоселов, руководитель подразделения «Робототехника» компании ABB в России, харрактеризует рынок промышленной робототехники так:
Показатель по ежегодно продаваемым роботам в Россию установил рекорд в 2018 году и примерно такой же уровень планируется в 2019-м. Рекордно низкий показатель был в 2015 и 2016 годах. А сейчас небольшой рост, который связан со все большей осведомленностью предприятий о преимуществах и возможностях промышленных роботов.
Эксперт отмечает, что заказчики в России готовы платить за оборудование, но крайне неохотно платят за услуги по разработке решений на базе этого оборудования. Услуги интеграторов — основной продукт российских стартапов на этом рынке.
Направление сервисной робототехники растет более быстрыми темпами, однако точных данных о состоянии рынка нет. При этом, если рынок промышленной робототехники уже устоявшийся, то рынок сервисной только формируется, говорит Алиса Конюховская, исполнительный директор НАУРР:
В этом сегменте многие ниши еще не заняты, поэтому у российских компаний есть больше шансов конкурировать с зарубежными производителями.
Активнее в стране развивается сервисная робототехника. А именно — образовательное направление.
Павел Фролов, основатель производителя образовательной робототехники «Роббо»:
Рынок образовательной робототехники в России растет наиболее динамично. По нашим оценкам, в 2019 году он вырос в 1,5 раза и составил около 4 млрд рублей. В остальных сегментах рост не превысил 10-15%. В 2020 году будут продолжать активно расти сервисная и образовательная робототехника, остальные сегменты, скорее всего, покажут незначительный рост.
Об этом же говорит и Александр Климчик, руководитель Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис. Однако эксперт указывает на проблему этого направления, которая заключается в оторванности от реальных задач робототехники:
Большинство игроков на этом рынке не способствуют подготовке специалистов, способных работать на рынке робототехники, и их дальнейшему развитию. Данный рынок требует большей серьезной трансформации, для того чтобы из категории «досуг» перейти в профессиональное направление.