Ранее в Сибирском федеральном округе подобные состязания не проводились.
В течение двух дней роботы команд из Томского физико-технического лицея (ТФТЛ), гимназии N2 г. Асино и лицея N176 г. Новосибирска сражались в бассейне в Асино. Задачи были вполне реальными: погружение, поиск затонувшего судна, проникновение внутрь и его обследование. Кроме этого для преподавателей прошел мастер-класс по этому виду робототехники.
Подводная робототехника — недешевое увлечение. В России оно только набирает обороты. В основном подводных роботов конструируют во Владивостоке. В Томской области подводная робототехника началась в марте 2019 года, когда в Томском физико-техническом лицее торжественно открыли лабораторию подводной робототехники. Лаборатория была оборудована двумя образовательными робототехническими наборами для сборки подводных роботов, один из которых EDU MUR создан во Владивостоке, и простым каркасным ПВХ бассейном на 8 кубометров воды для учебных занятий и тренировок.
Три города и семь команд
В соревнованиях всего участвовало 7 команд, среди которых были опытные и новички. При этом самая опытная команда занимается подводными роботами всего около года.
Учитель Томского физико-технического лицея Сергей Косаченко отмечает сильные и слабые стороны команд, участвовавших в соревнованиях:
— Команды из лицея №176 г.Новосибирска под руководством тренера Светланы Сергеевны Ряскиной проделали немалый путь для участия в соревнованиях, что говорит о их целеустремленности и решимости. Оборудование АНПА (Автономный необитаемый подводный аппарат — прим.ред.) у команды RoboLab-IT современное. Ребятам нужно больше уделять внимание программированию и техническому зрению.
Команда «Испытатели» под руководством тренера Слободчиковой Натальи Ивановны из гимназии №2 г.Асино Томской области недавно получила в свое распоряжение оборудование ТНПА (Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат — прим.ред.), поэтому им еще предстоит подробное изучение электронной и программной части, тренировки оператора по управлению подводным роботом в бассейне, также нужно будет решить технические проблемы с подводным серво-манипулятором.
Команды Enigma, Enigma-solo, Победа и Da Phunk из Томского физико-технического лицея, тренером которых являюсь я, имеют опыт участия в соревнованиях по подводной робототехнике, как программисты уверенно работают с техническим зрением. Ребятам предстоит сделать ремонт, возможно, усовершенствовать их подводного робота, и отработать навык по проверке герметичности и исправности разъемов и контактов перед погружением на соревнованиях.
Вне конкурса с самостоятельно построенным прототипом сверхбюджетного подводного движителя с магнитной муфтой выступал пятиклассник из ТФТЛ. Затраты на комплектующие и материалы при создании подводного движителя не превысили 400 рублей. Расчетная глубина безопасного погружения движителя до 5 метров. Движитель для демонстрации был закреплен на модели лодки с дистанционным управлением со смартфона по Bluetooth.
Все стали призерами
Судьями были опытные тренеры по робототехнике, неоднократно входившие в судейские бригады различных робототехнических соревнований регионального, российского и международного уровней:
- Косаченко Сергей Викторович, заместитель директора по ИТ Томского физико-технического лицея,
- Кривенцов Леонид Александрович, учитель информатики и ИКТ школы №4 г.Асино,
- Новокшонов Александр Сергеевич, педагог дополнительного образования Центра творчества детей и молодежи г.Асино.
Участники соревновались в трех состязаниях: программирование робота, АНПА, ТНПА. По словам Сергея Косаченко,«все участники соревнований стали призерами, но соревнования есть соревнования, поэтому все боролись за победу».
«Программирование подводного робота в симуляторе EDU MUR IDE» — конкурс программистов, состоящий из двух этапов (домашнего задания и очного тура), в котором можно было участвовать школьникам с 5 по 11 классы, не имея подводного робота, так как выполнение роботом заданной пошаговой миссии происходило в виртуальном бассейне в симуляторе MUR IDE. Ребята писали программу, использовали техническое зрение, данные с датчиков глубины и курса, чтобы виртуальный робот находил в виртуальном бассейне цветные объекты и взаимодействовал с ними. Победителем стал Никита Хамматов из ТФТЛ.
«АНПА (Автономный необитаемый подводный аппарат). Исследование затонувшего судна» — это соревнования Innopolis Open для учащихся 9-11 классов, которые подготовили программируемый подводный аппарат, выполняющий под водой миссию при помощи датчиков, донной и фронтальной камер. Для успешного прохождения всего задания командам при программировании робота необходимо было применить элементы технического зрения для распознавания объектов под водой. В состязании победила команда RoboLab-IT из лицея №176 г.Новосибирска.
«ТНПА (Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат). Навигаторы» — это состязание по мотивам международных состязаний MATE ROV Competition Navigator для 5-8 классов. Подводный робот соединяется с пультом управления кабелем, по которому роботом управляет оператор, ориентируясь только по изображению на мониторе пульта, передаваемому с бортовой камеры подводного робота. Перед погружением робота под воду команде устно давали задание переместить заданный объект из начальной зоны бассейна в заданную зону. В состязании единственная команда с телеуправляемым подводным роботом из гимназии №2 г.Асино сразу обеспечила себе победу, поэтому для подтверждения квалификации ребятам достаточно было выполнить минимальное задание.